VIII Межгосударственная научно-практическая конференции
РЕЗОЛЮЦИЯ
VIII Межгосударственной научно-практической конференции
«Международные медико-санитарные правила
и реализация глобальной стратегии борьбы с инфекционными болезнями
в государствах-участниках Содружества Независимых Государств»
25-26 сентября 2007 года Российская Федерация, г. Саратов
Участники VIII Межгосударственной научно-практической конференции «Международные медико-санитарные правила и реализация глобальной стратегии борьбы с инфекционными болезнями в государствах-участниках Содружества Независимых Государств» от Азербайджанской Республики, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан и Украины обсудив проблемы, связанные с реализацией глобальной стратегии борьбы с инфекционными болезнями в целях внедрения в практику работы Международных медико-санитарных правил (2005 г.) (далее ММСП (2005 г.), вступивших в силу 15 июня 2007 года и решений саммита «Группы восьми» в Санкт-Петербурге (15-17 июля 2006 г.) согласились с необходимостью активизации, дальнейшего развития и углубления сотрудничества государств-участников СНГ в этой сфере.
Внедрение ММСП (2005 г.) в рамках глобального противодействия распространению инфекционных болезней, определенных в докладе Генерального директора Всемирной организации здравоохранения М. Чен на 57-й Сессии Европейского регионального бюро ВОЗ (г. Белград, Сербия, 17-20 сентября 2007 г.), является в настоящее время основным приоритетным направлением.
Рекомендации Всемирной организации здравоохранения по поэтапному исполнению ММСП (2005 г.) в странах-членах ВОЗ будут способствовать созданию единого правового, информационного, технологического и методологического поля; противодействию вновь возникающим инфекционным болезням, известным нозологическим формам, способным вызывать эпидемии, пандемии, а также массовым неинфекционным заболеваниям (отравлениям), ассоциируемым с трансгранично перемещаемыми товарами, биологическими, химическими веществами, радиоактивными материалами, отходами, другими грузами.
В этой связи участники Конференции рекомендуют следующий порядок внедрения ММСП (2005 г.) на территории государств-участников СНГ:
- предусмотреть принятие нормативно-правового акта о введении ММСП (2005 г.) и назначении национального координатора;
- составление плана гармонизации действующих национальных нормативно-правовых актов с ММСП (2005 г.);
- разработку алгоритма принятия решения о необходимости санитарно-гигиенического, токсикологического и радиологического контроля в пунктах пропуска через государственную границу;
- определение критериев дифференцирования чрезвычайных ситуаций территориального, регионального, государственного и международных уровней в рамках внутринациональных систем эпидемиологического надзора и контроля;
- разработать критерии готовности лечебно-профилактических учреждений при возникновении биологических угроз и новых рисков в области общественного здравоохранения;
- разработать план приведения в соответствие технологического потенциала национальных сетевых структур здравоохранения (стационарных и мобильных лабораторий СПЭБ, лечебно-профилактических учреждений) и межсекторального (межведомственного) сотрудничества до уровня, адекватного международным стандартам и достаточного для эффективного реагирования на чрезвычайные ситуации международного значения;
- в целях предупреждения, раннего выявления, оперативного реагирования и целенаправленной ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций международного значения унифицировать на межгосударственном уровне существующие национальные системы эпидемиологического надзора и контроля (информационно-аналитические, скрининго-мониторинговые, диагностические, профилактические, контрольные технологии, подготовка кадров).
Участники Конференции считают, что проблему противодействия вспышкам болезней в зонах стихийных бедствий можно эффективно решить путем концентрации высоких технологий, высокопрофессиональных кадров и высокой степени организационной, функциональной и материально-технической готовности в инфраструктуре мобильных команд оперативного реагирования (по примеру специализированных противоэпидемических бригад (СПЭБ) противочумных учреждений Роспотребнадзора России). Участники Конференции считают своевременным Распоряжение Правительства Российской Федерации № 642-р от 21 мая 2007 г. о финансировании мероприятий по модернизации СПЭБ и проведение ее в 2007-2010 годах.
В ходе Конференции обсуждены организационно-методические, научно-практические мероприятия по мониторингу гриппа, противодействию гриппу птиц и предупреждению пандемии гриппа; создание сотрудничающего Центра ВОЗ по гриппу для стран Восточной Европы и Центральной Азии на базе ФГУН ГНЦ ВБ «Вектор»; вопросы оптимизации эпидемиологического надзора и контроля инфекционных болезней на границе и всей территории государств-участников СНГ на основе современных технологий, совершенствования методов диагностики, профилактики, обеспечения биологической безопасности, производства МИБП, подготовки кадров.
Участники Конференции согласились с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения относительно стратегии поэтапного внедрения ММСП (2005 г.) в 2007-2013 гг., включающей:
- создание глобального партнерства, касающегося таких секторов как здравоохранение, сельское хозяйство, транспорт, торговля, образование, оборона;
- усиление национальных систем надзора и контроля болезней, адекватное требованиям ММСП, в плане более быстрого обнаружения и реагирования на риск международного распространения болезни;
- минимизацию риска международного распространения болезней на национальном уровне путем организации и постоянного проведения эффективных мероприятий в аэропортах, портах, наземных транспортных узлах и в целом на всей территории страны;
- усиление за счет национального звена глобальной системы эпиднадзора с целью достижения своевременного эффективного скоординированного ответа на риски возникновения чрезвычайных ситуаций в области общественного здравоохранения, имеющих международное значение;
- усиление управления специфическими рисками за счет скоординированного управления на национальном и международном уровне.
При внедрении Международных медико-санитарных правил (2005 г.) на территории государств-участников СНГ целесообразно учитывать наличие базового опыта в области организации и осуществления борьбы с особо опасными инфекционными болезнями при достижении высокого уровня специализации и кооперирования сил, средств и ресурсов в рамках системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора и многофункциональной деятельности системы противочумных учреждений, и комплементарных структур и функций системы лечебно-профилактических учреждений.
Конференция констатирует, что реализация решений Санкт-Петербургского саммита «Группы восьми» в области борьбы с инфекционными болезнями и Международных медико-санитарных правил (2005 г.) на территории государств-участников СНГ осуществляется в соответствии с принятыми на XVIII заседании Совета по сотрудничеству в области здравоохранения СНГ (Минск, 15-16 марта 2007 г.) Межгосударственной программой сотрудничества в области санитарной охраны территорий государств-участников Содружества Независимых Государств от завоза и распространения особо опасных инфекционных болезней на период до 2011 года и Программой сотрудничества и взаимодействия государств-участников СНГ по проблемам биологической безопасности и противодействия биологическому терроризму на 2007-2011 годы.
В этой связи Конференция рекомендует:
- направить усилия на создание в соответствии с решениями Санкт-Петербургского Саммита «Группы восьми» в области борьбы с инфекционными болезнями и ММСП (2005 г.) единого методологического поля стран Содружества, ассоциируемого с международными нормами и стандартами вобласти готовности и оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации международного значения;
- одобрить опыт Российской Федерации по внедрению Международных медико-санитарных правил;
- использовать базовый опыт государств-участников СНГ в области профилактики и борьбы с особо опасными инфекционными болезнями;
- следовать рекомендациям Всемирной организации здравоохранения относительно стратегии имплементации ММСП (2005 г.) странами-членами (WHO/CDC/EPR/INR/2007.1. - WHO. - June 2007. - 27 р.);
- гармонизировать с Международными медико-санитарными правилами (2005 г.) Положение о порядке осуществления информационного обмена между государствами-участниками СНГ об эпидемиологическом надзоре за карантинными и другими опасными инфекционными болезнями и о контролеза потенциально опасными для здоровья населения товарами и грузами (утверждено Решением Совета по сотрудничеству в области здравоохранения СНГ от 3 июля 2003 г., г. Астана); Санитарные правила и нормы "Санитарная охрана территорий государств-участников Содружества Независимых Государств" (утверждены на XVII заседании Совета по сотрудничеству в области здравоохранения СНГ 3-4 июня 2005 г., г. Душанбе);
- рекомендовать Координационному совету по проблемам санитарной охраны территорий государств-участников СНГ от завоза и распространения особо опасных инфекционных болезней организовать проведение в 2008 году IX Межгосударственной научно-практической конференции на тему: «Современные технологии в реализации глобальной стратегии борьбы с инфекционными болезнями на территории государств-участников СНГ».
Участники VIII Межгосударственной научно-практической конференции выражают признательность Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Правительству Саратовской области, ФГУЗ «Российский научно-исследовательский противочумный институт «Микроб» Роспотребнадзора за предоставленную возможность обсудить проблемы санитарной охраны территорий государств-участников СНГ на современном этапе и внедрения ММСП (2005г.) в Содружестве Независимых Государств.
Резолюция одобрена участниками конференции
26 сентября 2007 г.
|